Последняя любовь Игоря Владимирова

Актриса Инесса Перелыгина столько раз уходила от своего знаменитого мужа... подышать воздухом.

1 января Игорю Петровичу Владимирову исполнилось бы 85 лет. 20 марта – пять лет со дня его смерти… О выдающемся актере и режиссере, создателе неповторимого театра – Театра имени Ленсовета рассказывает актриса Инесса Перелыгина-Владимирова. Кстати, читатели «Смены» одними из первых узнают, что Инесса буквально на днях присоединила к своей фамилии фамилию покойного мужа.


«Он угостил меня бананом»

– Инесса, что привело вас в Театр имени Ленсовета?

– Пути Господни неисповедимы. Я работала в Русском драматическом театре в Таллине. Когда в открытую заговорили о выходе Эстонии из СССР, начала подыскивать работу в театрах Москвы и Ленинграда. В поле моего зрения попал и Театр имени Ленсовета.

«Ты идешь показываться к Владимирову. Обязательно спой «Шаланды, полные кефали…», – посоветовала подруга. – Это его любимая песня!»

«Шаланды» на показах пели все! Но я спела «Фраер, толстый фраер…» Розенбаума. Владимиров остался доволен: «Это близко к «Шаландам». Замечательно! Но… хорошо бы вам еще раз показаться». Игорь Владимиров был единственный режиссер, которому я показывалась пять раз! В чем, конечно же, необходимости не было. Он позвонил мне в Таллин: «В каких спектаклях вы заняты?» И специально приехал посмотреть. Однажды, продрогшая за ночь в поезде, я увидела Игоря на перроне Варшавского вокзала. «Вы что здесь делаете?» – «Вас встречаю…» Он усадил меня в свою «Волгу», напоил кофе из термоса, угостил бананом.


«Во мне увидел Софи Лорен…»

– Вам не показалось странным, что вас встречает режиссер такого ранга?

– Об этом я как-то не думала. Меня удивило уже то, что он приехал встречать. Но наши отношения складывались не так просто, как может показаться. Игорь человек был горячий. Вспыхнуть мог из-за пустяка. На одном из показов ему что-то не понравилось, и он начал на меня орать! «Ну, – думаю, – гори все синим пламенем!..» Взяла и уехала в Москву! Евгений Симонов брал меня в свой театр. Написала заявление. И тут позвонил Игорь. Разыскал телефон через подруг. «Почему ты Новый год встречаешь не со мной?» – «А почему я должна встречать с вами?!» – «Да потому, что ты нужна… театру!»

Позже выяснилось, что роль, которую Владимиров предложил мне, репетирует другая актриса. Но решение я приняла, и обратного хода не было.

– Когда вы поняли, что Игорь Петрович неравнодушен к вам?

– Не знаю. Сегодня он мог быть неравнодушен, а завтра… Игорь был из тех мужчин, что вспыхивают мгновенно! И любой понравившейся женщине готовы говорить: «Люблю!» И это никакая не ложь. Поэтому я долго его признания не воспринимала всерьез.

– Вы красивы. Но ведь в окружении Владимирова было столько красивых женщин! Как вы думаете, что его привлекло в вас?

– Игорь рассказывал, как однажды в мужской компании они обсуждали идеал женщины. И пришли к выводу – это Софи Лорен! «В тебе-то я и увидел Софи Лорен! – сказал он. – Женщина не обязательно должна быть красивой. Но в ней обязательно должна быть изюминка!»


«Игорь был страшно одинок»

– Первая ваша роль в Театре Ленсовета – Королева в спектакле «Двуглавый орел» – дело случая?

– Думаю, да. Спектакль ставился к 45-летию творческой деятельности Владимирова. Репетировали долго. За это время мы с ним успели съездить в Ялту на юбилей Михаила Пуговкина. Я вернулась в Питер, а Владимиров продолжил отдых в Доме актера. Он просил звонить ему. Даже на пляж. Звоню. Через громкоговоритель на пляже объявляют: «Владимиров, к телефону! Звонит Инесса!» Игорь был в море. И весь пляж, пока он плыл к берегу откуда-то из-за буйка, развлекался, скандируя: «Игорь! Игорь!.. Инесса! Инесса!..»

– До вас наверняка доходили слухи, что Владимиров, мягко говоря, неравнодушен к женщинам?

– Я знала. А что плохого? Игорь был нормальный мужчина! В наше время это такая редкость! А злые языки есть везде, в любом коллективе. Меня больше интересовали наши с ним отношения. С Алисой Фрейндлих они развелись лет за десять до меня, и по большому счету Игорь был страшно одинок!

Мы очень долго с ним хороводились. Даже не поцеловались ни разу! Однажды Игорь пошел провожать меня до метро. На прощание я чмокнула его в щечку. Свежая помада оставила яркий отпечаток. «Ой, что я наделала! Давайте сотру!» – забеспокоилась я. А Игорь мечтательно произнес: «Интересно, сколько времени она продержится?!»


«Сорок четыре года – невелика разница…»

– Вас не настораживала разница в возрасте? 44 года как-никак…

– Герои всех моих предыдущих романов были старше меня, кто на десять, кто на пятнадцать лет. Может быть, сказывалось то, что папа рано ушел из жизни? Нет, об этом я не думала. А чего задумываться-то? Может быть, завтра все закончится. Когда я жила у Игоря, мне и голову не приходило, что его дом станет моим. Судьба несла и несла меня по жизни. Да и не был он стар! За день Игорь мог порепетировать, сыграть спектакль, сделать несколько деловых поездок. Он спал по четыре часа! Я не выдерживала его ритма!


– Вы говорили о его непростом характере.

– Первый год нашей совместной жизни шла притирка. Мы даже отдыхали в разных местах. А потом – потом Игорь меня от себя никуда не отпускал. Мы ходили, держась за руки! Я раньше не представляла, что такое возможно не в кино, не в театре, а в жизни. Но жить с ним было трудно. Как он кричал, когда я в первый раз приготовила котлеты! «Запомни! Ты актриса, а не кухарка!» Меня это так обидело! «Актриса, что, не человек, что ли?!» Владимиров привык к другой пище. Все время на сухарях да на чае. А я не могла без нормальных обедов. Со временем я приучила Игоря есть супы. И он восстановил свой подорванный сухомяткой желудок.

– После очередного скандала не было желания собраться и уйти?

– Сколько раз! «Все, Игорь! Я больше не могу! Я ухожу!» – «Ну-ну, иди, иди! Погуляй по Таврическому саду. Подыши воздухом!»


Врачи cказали: «Никому ни слова!»

– В последние годы жизни Владимиров тяжело болел…

– Да. Больницы, врачи, лекарства, операции… Игорь нуждался в постоянном уходе. Спать мне приходилось по три часа. Помогали друзья – кто чем мог. Дочь Варя навещала… Не так часто… У нее дети тогда как раз были маленькие… Алиса Бруновна помогла устроить в Свердловку…

– Игоря Владимирова нужно было «устраивать» в Свердловку?!

– Врачей пугала ответственность. Когда Игоря по «скорой» увезли на Костюшко и требовалась срочная операция, молодые врачи поставили мне условие: «Никому ни слова! Никакой Алисе Бруновне! Еще не хватало, чтобы на нас стали давить!..» И сделали операцию – на свой страх и риск! В другой раз Бехтеревка не хотела мне отдавать Игоря на дом. Я забрала. Он не ходил. А дома пошел! Не разговаривал – заговорил!


«Мне неловко напоминать о себе…»

– Простите, Инесса, но мы не можем не коснуться того, что после ухода из жизни Игоря Петровича вы остались в театре без ролей…

– Не совсем так. Спектакли Игоря Петровича с моим участием были сняты из репертуара. Мне дали роль во втором составе в спектакле «С болваном». Вот и все. Наверное, привыкли к тому, что я постоянно нахожусь у кресла больного…

– Не было желания уйти в другой театр?

– Было. Предлагались варианты. Но нужно было увековечить память Игоря Петровича – пробить мемориальную доску, создать музей. Теперь же мне неловко напоминать о себе.


Владимир Желтов, «Смена», 2004 г.