Вечер памяти

Вечер памяти И. П. Владимирова, состоявшийся в петербургском Доме актера, был посвящен 85-летию знаменитого ленинградского артиста театра и кино, режиссера, многолетнего руководителя театра имени Ленсовета, педагога. Дата такая солидная и достижений так много, что можно было опасаться солидной и парадной интонации. Но личность Владимирова и тут победила законы жанра.

Он всегда был живой и нестандартный человек. И вечер получился прежде всего живым и, так сказать, с человеческим лицом.

Все было построено на видео, то есть на объективной беспристрастной фиксации сценической реальности и трансформации героя Владимирова в кино.

Спектакли Владимирова, которые уже не идут на сцене, были смонтированы в ритмичный коллаж. Фрагменты постановок следовали один за другим. То они обрывались драматически на полуслове, то торопливо прерывали предыдущую сценку. «Люди и страсти», «Левша», «Укрощение строптивой», «Трехгрошовая опера», «Завтра была война», «Игроки», «Трубадур и его друзья»… Казалось, все это не ушло в историю, стоит только владимировским артистам выйти на сцену — и начнется снова. И артисты собрались вместе: А. Фрейндлих, Д. Барков, О. Леваков, В. Матвеев, Л. Луппиан, М. Боярский, Е. Филатов, С. Мигицко и другие, и другие (какая труппа!). И действительно, по команде Олега Левакова «Театр Ленсовета, на сцену!» они поднялись на площадку Дома актера.

Все вместе они напомнили лицо театра Игоря Владимирова, особенное лицо. В 60—80-е гг., среди солидных, идейных и академических театров, театр Ленсовета был как будто более легкомысленным, как будто менее серьезным. Тут ставились мюзиклы, тут поднимались личные и сердечные темы. Любители масштабных реалистических полотен подозревали стиль Владимирова в «безыдейности» и «пошлости», зрители обожали этот театр за то, что он был ЖИВОЙ. Еще, конечно, за то, что многие годы это был театр Алисы Фрейндлих. Как справедливо было сказано, формула этого театра — в названии одного спектакля: «Люди и страсти».

Показали видеозапись, на которой сам Владимиров рассуждает о пути своего театра. Он говорит, что сперва думал достичь той самой эстетики, того правдоподобия, которые были в ефремовском «Современнике», достиг, но почувствовал, что ему, с его игровым темпераментом, душно в этой одежде. Тогда стал ориентироваться на музыкальность театра и на спектакль, построенный на музыке, и этого тоже оказалось недостаточно. Потом появился гоголевский спектакль — «Игроки» — и открылись новые перспективы исследования неразумной действительности. Но тут, как выразился Владимиров, пришел бульдозер и выкопал самое большое дерево, которое было в его саду, и он оказался перед большой ямой. (Понятно, речь об уходе А. Фрейндлих.) Спасло его то, что по краям ямы были маленькие зеленые побеги — студенты. И тут он увидел смысл дальнейшего существования. На видеозаписи появился Владимиров-педагог.

И в этом смысле понятно, что театр Игоря Владимирова продолжается, существует. Нынешний руководитель коллектива на Владимирском проспекте — Владислав Пази — сказал важную вещь: Владимиров строил театр на конкретных индивидуальностях, поэтому и театр получился индивидуальным. Mожно продолжить: поэтому получился индивидуальным, искренним, с человеческим лицом, с любовью и вечер памяти И. Владимирова.


Н. Таршис, Н. Песочинский, «Петербургский театральный журнал», № 35, 2004